Гранд-пилот

Общество


На сделанном орловскими школьниками самолёте их руководитель летал в победном экстриме. И посейчас дружит и с детворой, и с полётами.

Валерий Иванович Бородянец из той славной когорты планеристов, что ещё в 60‑е создали славу Орловщины на десятилетия вперёд. Мастер спорта, герой зональных и всероссийских планерных состязаний, он не претендует на звание легенды. Его неповторимая стезя – путь Икара.

Как понять? А так, что в годы службы в авиационных войсках медики не дали орловцу обучиться на лётчика-истребителя. Во время счастливых планерных парений они тоже ежегодно не давали ему разгона.

И тогда с детства влюблённый в небесную ипостась Валерий решил летать без них, безмерно строгих эскулапов. И решил создать собственный, никаким медикам не подвластный самолёт.

В семидесятом году командир планерного звена Центрального планерного клуба СССР чуть не упал со стула: надежда мирового планерного спорта Бородянец приостанавливает полёты.

Оказывается, у Валерия, выпускника Орловского машиностроительного института, тогда уже была идея создавать немыслимые конструкции. К тому немыслимому лучше всего подходил областной Дворец пионеров.

Ну и что: орловские шагающие машины, берущие премии в Москве, очень даже реализовали надежды начальства. Валерий для того пожертвовал карьерой главного конструктора одного завода; он имел более мощные мечты – что-то делать не по указке. И для души.

И в семьдесят седьмом году Бородянец со своими юными воспитанниками вполне законно стал строить самолёт. Ни больше ни меньше.

– Тогда в магазинах «Юный техник» можно было купить и дюраль, и трубки, и поролон с обтекающей тканью. Мы уже сделали складной планер, я на нём летал во славу орловской пионерии, но его «нечаянно» раздавили: летательные опыты вызывали опаску. И всё же на самолёт дали добро.

Бывшие воспитанники областного Дворца пионеров и сейчас вспоминают, кто самолёту делал крыло, кто фюзеляж. Строили пять лет. Шасси – из велосипедных колёс, моторы – мотоциклетные, сначала один, потом два.

Крылья Бородянец сообразил особо. Они были щелевые: две продольные узкие проёмины.

– Щелевое крыло позволило мне взлетать при «пешеходной» скорости 35 км в час, а садиться буквально на пяти метрах. И никаких тебе разреша­ющих подписей.

Общий вес того самолёта – сто кило. Считай, карманный, ну дачный для непонятливых.

Икар, да и только. Господи, как же неизбывна мечта человека о полёте: ему говорят, что статистика гибелей на самодельных летательных аппаратах и сейчас, в XXI веке, составляет ужасающие 90 процентов – а человек по-прежнему взмывает в манящую небесную бездну и на самодельных латаных дельтапланах-парапланах, и на дворово-клееных шарах-парусинах.

Испытывали пионерский самолёт в восемьдесят шестом близ заброшенного аэро­дрома на Наугорском шоссе. Там был полигон ГАИ. Подошли сразу трое подполковников, спросили у тихо-восторженной детворы, помнящей в стоящем на взлёте самолётике каждый винтик, вкрученный собственной ручонкой:

– Вы чё тут? Чё тут за незнайки на воздушном шаре с крылышками?

Бородянец вылез из игрушечной кабинки, вынул заготовленный документ: «Разрешаю мастеру спорта СССР Бородянцу испытательный полёт в плане подготовки к Всесоюзному смотру самодельных летательных аппаратов. Директор областного Дворца пионеров имени Гагарина такой-то». Печать, подпись.

Эти смотры, действительно, проходили раз в два года. Бывают они изредка и сейчас, только сообщают о них лишь в Интернете.

Милиционеры перед бумагой отступили, по-отечески посоветовав быть поосторожнее. Ага, конечно.

– Там впереди шла высоковольтная линия. Я без взлёта три проверочных забега сделал, всё – норма, пролечу над ней спокойно. А когда взлётный старт дал, из-под колеса выметнул обломок доски и долбанул по пропеллеру. Пропеллер заменили, через пару месяцев повторный старт – и тут прямо перед линией у того же пропеллера лопнул коленвал.

Несчастье? Наоборот, счастливый случай: Валерий потом тщательно все технологические нагрузки проверил – усталостное разрушение вала должно было случиться через десять секунд, прямо в мёртвой зоне над линией…

Позже Валерию приходилось садиться на кусты, в овраг. Тихоходность аэропланчика неизменно спасала.

– Однажды сажусь, а впереди вдруг траншея. Думаю, перетяну или нет? Вижу, нет – тогда щелястые свои крылья на максимальный градус, почти стоймя, развернул, как ворона разворачивает перед нежданным препятствием, и сел почти вертикально, прямо на бруствер ямы. Любой другой аппарат, даже планер, носом бы клюнул, вниз свалился, а мой лёг над обрывом, будто так и надо.

Пионеры обожали своё детище, расписывались на нём. Уже ему разрешалось летать над столицей отечественного планеризма, родной нашей Пугачёвкой. Там – от чрезмерной популярности, как обычно бывает – и случился крах.

Приятель Сергей, весьма опытный планерист, попросил порулить самолётом.

– Ты смотри не взлетай, – предупредил его Валерий. – Только по полю на нём побегай.

Он сам так поделку осваивал: сначала «бегал», потом небольшие подлёты на пять-шесть метров делал, потом подлёты с разворотом…

А Сергей, конечно, самолётик всерьёз не принял, разогнал до опасных полуста кэмэ, а потом играючи ручку на себя взял – аппарат сразу и врезался в вертикаль.

– Стал стоймя, а потом хвостом вниз рухнул. С десяти метров. Да ещё и опрокинулся. Подбегаю, переворачиваю – Серёга жив-здоров, лишь глазами удивлённо лупает. «Ну и аппарат, – говорит. – Я ручку лишь погладил, а он в «петлю Нестерова» взмыл.

Школьники горестно разобрали обломки себе на сувениры, кто что делал.

Шёл девяносто второй, страна тоже входила в непредсказуемую петлю, отпустила цены и вожжи.

Бородянец смастерил с ребятами ещё пару мотопланеров, но потом дело из-за нехватки материалов сошло на нет. Сейчас Валерий Иванович ведёт во дворце кружок занимательной науки.

– Значит, прощай, небо? Когда у вас был последний полёт?

– Лётчики говорят не «последний», а «крайний». Летал два месяца назад на серийном планере. Надо же убедиться, что Земля по-прежнему круглая…

В Европе лётчиков, в шестьдесят лет не утративших желания и способности летать, уважительно называют «гранд-пилот». А Валерию Ивановичу скоро исполнится семьдесят два.

 

 

  • В контакте
  • Facebook

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

  • Погода
  • Курсы

Курс доллара и курс евро ЦБ РФ

Комментарии

  • Последние
  • Популярные
  • VK

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика